12 ноября Деревянченко Андрей Васильевич дал интервью Ирине Парфентьевой, журналистке ежедневной общенациональной деловой газеты «КоммерсантЪ».
Представляем Вашему вниманию фрагмент из статьи под названием "КПД китайских рабочих пока в разы выше, чем российских", публикация в газете «КоммерсантЪ» № 210/П.(4510) от 15 ноября 2010 года.
— Какой объем товара и как давно вы размещаете на фабриках в Китае? Насколько вы довольны работой по контрактной сборке?
— Мы работаем в Китае с 1999 года, и на сегодняшний день там размещено производство более половины всей техники под нашими брендами. У нас есть офис в Гонконге, инженеры, специалисты, которые работают на местах и контролируют качество товара, работу с поставщиками и т. д.
Насколько доволен работой? Если говорить о 100%, то текущие ощущения очень близки к этому. В Китае есть специфика, с которой мы столкнулись, когда выходили на рынок,— это поставщики: кто-то из них работает только с мировыми известными производителями, кто-то просто копирует другие товары, есть небольшие локальные. Сейчас мы работаем уже со многими из них только на условиях эксклюзива, и такой формат нас вполне устраивает.
— Вы заметили тенденцию к увеличению стоимости рабочей силы? Как это повлияло на себестоимость товара?
— Повышение стоимости рабочей силы в Китае — это процесс перманентный. Когда мы только выходили на рынок, речь шла об оплате работе на уровне примерно $100 в месяц, причем человек был готов работать 7 дней в неделю по 12-14 часов в сутки. Сейчас в связи с большим вниманием к правам человека и т. д. можно говорить только о шестидневной рабочей неделе (причем суббота оплачивается по двойной ставке), и средняя зарплата рабочего уже составляет $400-500 в месяц.
Есть еще одна важная тенденция, которая так повлияла на стоимость труда,— это катастрофическая нехватка рабочей силы. В связи с китайскими законами об ограниченном количестве детей в семье, который существует последние лет двадцать, сегодня в Китае очень мало молодежи. А тем более молодежи, которая готова идти работать на фабрики, как старшее поколение. Их привлекает другая, активно развивающаяся, как и промышленность, индустрия — туризм, развитие инфраструктуры. Держать людей на заводах становится все сложнее, а уж привлечь новых — сверхсложная задача.
Если говорить о влиянии на себестоимость, то пока это некритично, поскольку на рабочую силу в цене продукта приходится не более 5%. Только из-за роста оплаты труда за последние пять лет конечный продукт подорожал примерно на 2-5%.
— Не планируете переносить производство из Китая?
— Несмотря на все проблемы, которые сейчас есть в Китае и его экономике, переноса точно не будет. Нигде в мире пока нет условий лучше. Недаром это "мировой цех" по производству товаров народного потребления.
— Но есть какие-то страны, которые могут быть интересны вам и индустрии в целом для развития контрактного производства?
— Мы сейчас кроме Китая также работаем в Турции. Там еще выше стоимость рабочей силы, чем в Китае. Но Турция нам интересна больше с точки зрения новых, инновационных технологий. Такими же перспективными для развития контрактного производства в ближайшее время могут стать Вьетнам и Таиланд.
— Почему Россия или другие страны СНГ не могут побороться за звание главного "цеха"?
— Недостаточно просто поставить коробку завода. Китай обеспечивает наличие всей необходимой инфраструктуры для производства в радиусе максимум 50-100 км. Кроме того, как это ни прискорбно признавать, КПД китайских рабочих пока в разы выше, чем российских или, например, украинских или белорусских.
Дата публикации: 18. 11. 2010 г.